5 способов разрушить самооценку ребенка, даже не заметив этого

Родители желают детям только хорошее, стараются уберечь от негативных переживаний, подготовить к будущим трудностям. Частенько взрослые, говоря озорнику, что он так без головы останется или, что руки у него крюки, не осознают как ползет вниз детская самооценка. Но ведь жизнь без комплексов намного приятнее и проще. Человек с высокой самооценкой всегда найдет, что ответить в споре и не побоится постоять за себя. А комплекс неполноценности отражается даже на способностях к обучению, не говоря уже о разочаровании в жизни и окружающих.


Как чаще всего родители разрушают самооценку ребенка:


утверждая, что ребенок не достаточно хорош;
не доверяя;
ставя слишком сложные задачи;
создавая ситуации неконтролируемого стресса;
не замечая успехи;
Ребёнок недостаточно хорош


Часто один неловкий поступок, будь то пролитый суп или разбитый стакан, приводит к высказываниям родителей в стиле «неуклюжий как слон». Родители забывают о том, что таким образом дают исчерпывающую характеристику сыну или дочери. Взрослые, не задумываясь, навешивают ярлыки «неряхи» или «копуши», сравнивают с другими («А дочка Марии Васильевны всегда за собой чашку моет»), а ребенок при этом усваивает только одно – он недостаточно хорош для своих родителей.


Стоит сдержать раздражение и обойтись без грубых эпитетов, спокойно сказать «будь аккуратнее в следующий раз»


Отсутствие доверия


Дошкольники формируют чувство собственного достоинства, основываясь на мнение близких о себе и проверяя, что сами могут сделать без помощи взрослых. «Отойди-ка, дай, я тарелку до стола донесу», «Не лезь без меня на эту горку» — не самые удачные фразы в общении с шестилетним ребенком. Попытки проконтролировать каждый шаг приводят к тому, что дети чувствуют себя неуверенно. Оставляя больше возможностей проявить себя родители дают возможность ребенку почувствовать себя самостоятельным, поверить в свои силы.


Слишком сложные задачи


Ребенок только начал изучать английский, а от него ждут чтения Шекспира в подлиннике и искренне удивляются, что он не может, ведь на занятия ходит. Завышенные ожидания, не умение сопоставить возраст с требуемой задачей приводят к тому, что ребенок начинает разочаровываться в себе и своих способностях.


Родителям не стоит торопить сына или дочь, требовать от них результата «здесь и сейчас». Лучше поддержать и помочь, если возникли трудности.


Неконтролируемый стресс


Неконтролируемым стрессом называют ситуации к которым не возможно приспособится, контролировать или не возможно выйти. Для того, чтобы человек начал испытывать неконтролируемый стресс достаточно и одного из этих условий. Если человек долго находится в такой ситуации, он начинает отчаиваться, понимать, что от него ничего не зависит. Это состояние называется выученной беспомощностью.


Родители могут развить подобное состояние у детей вполне безобидными действиями. Ребенок долго просит купить котенка и не получает согласия и когда перестает, наедятся, получает долгожданный сюрприз. Казалось бы ничего плохого в этом нет, но это с позиции взрослого. Для ребенка вся ситуация не понятна и не предсказуема и повлиять на события он никак не может.


Родителям стоит не просто отказывать ребенку в просьбе, а объяснять свое решение, пояснять, почему передумали.


Незамеченные успехи


Если родители чаще обращают внимание на проступки ребенка – порванные джинсы, не помытая посуда или плохие оценки, совсем не замечая хорошее, тем самым они обесценивают пусть и не большие успехи. Случается так, что пятерки по рисованию или физкультуре выпадают из поля зрения родителей, в то время как тройки и двойки по математике и русскому становятся катастрофой. Ребенок привыкает к тому, что он глуп и ни на что не годен.


Переживания взрослых за успешную учебу понятны, но стоит отмечать, а главное озвучивать детям, что они что-то да могут делать хорошо.



kraskizhizni.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *